Каталог товаров
Будьте в курсе!

Новости, обзоры и акции

Набор мебели для столовой

Набор мебели для столовой
Набор мебели для столовой, выполненный с применением пропильной резьбы

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце ХVII-ХVIII вв.. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.
Скульптурная резьба и домовая резьба в украшении мебели не применяются, так что знакомство с этими видами резьбы можно опустить. Здесь дадим общую информацию о выборе материала для резных работ, чтобы читатель мог принять решение об отделке того или иного предмета мебели с учетом и этого момента – наличия необходимого материала.
Выбор материала. Для резьбы по дереву используют различные породы древесины, выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из мягких лиственных пород для резьбы наиболее часто применяют липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Особенно хорошо на ней выполняются плосковыемчатая и плоскорельефная резьба. Однако из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями – шкатулками, рамками, полочками, а также резными игрушками и посудой.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитирует другие породы, например красное и черное дерево. Эти качества делают ее пригодной для всех видов работ. Однако из-за небольших размеров стволов ольхи, часто встречающегося косослоя и гнили в ядре, а также ввиду незначительных запасов ольху применяют реже липы и лишь для мелких изделий.
Отличный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липовой и ольховой, режется труднее, но качество резьбы лучше – рельеф получается более четким и чистым. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. А ее недостатки – способность легко поглощать и отдавать воду, склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в объемных изделиях (с большим сечением брусков).
Из березы можно делать накладные резные украшения и небольшие детали мебели.
Для резьбы мелких изделий (посуды, сувениров) используют древесину осины и тополя. По физико-механическим свойствам древесина осины близка к липовой, но при резьбе она чаще скалывается. Ограничивает использование осины и тополя часто встречающаяся в растущем дереве ядровая гниль.
Из твердых лиственных пород для резьбы используют древесину дуба, бука, ореха, карагача, груши, клена и др.
Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины, но очень выразительна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но больше скалывается. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
Наилучший материал для резных работ – древесина ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую тонкую резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается, особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами, применяемыми для облицовывания. Для высокохудожественных резных изделий малых форм древесина ореха также считается наилучшим материалом.
По физико-механическим свойствам близка к дубовой древесина карагача, но она обладает более ярко выраженной текстурой и контрастными цветовыми переходами, что не всегда желательно в резьбе, так как сбивает ее ритм. В то же время, являясь ценным облицовочным материалом, древесина карагача применяется в резьбе реже, лишь для крупных панно.
Древесина груши обладает высокой твердостью, отличается однородностью и поэтому хорошо и чисто режется во всех направлениях без задиров и сколов. Она мало коробится и растрескивается, хорошо окрашивается, особенно в черный цвет, имитируя черное дерево, хорошо отделывается. Из груши изготовляют мелкие сувенирные изделия, украшенные рельефной резьбой, накладные резные украшения для мебели.
Клен обладает твердой и плотной древесиной с красивым цветом и текстурой. Режется клен тяжело, но чисто, без сколов, хорошо передавая тончайшие движения резца. Резные изделия из клена очень выразительны и декоративны.
Для мелких резных изделий используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню, платан, самшит.
Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников окон, карнизов, простенков домов, ворот (домовая резьба). Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности и окраске слоев ранней и поздней древесины сосны не затрудняет выполнения резьбы. Смолистость сосны обеспечивает долговечность резных украшений домов. Ель мягче сосны и режется легче, но у нее больше сучков и часто встречаются очень твердые (роговые) сучки, вызывающие поломку инструмента. Кроме того, ель малосмолиста и менее долговечна, чем сосна, поэтому ее реже применяют для резьбы.
Очень хорошо режется и обладает красивой текстурой и цветом древесина кедра. Кедр применяют в мебельной промышленности. Из него можно делать прекрасные изделия, украшенные резьбой. Еще ценнее древесина тиса. Она обладает большой однородностью, красивым цветом, долговечна, прекрасно поддается резьбе, точению, хорошо отделывается. Ограниченные запасы этой древесины позволяют использовать ее только для изготовления небольших художественных изделий. Из иноземных пород для резьбы используются разновидности красного дерева: махагони и макаре. По твердости они близки к ореху, но режутся хуже, давая сколы. Эти породы применяют для изготовления накладной резьбы и моделей для производства пластмассовых накладных украшений, имитирующих резьбу.
Для резьбы необходимо отобрать высококачественную древесину, не имеющую таких пороков, как наклон волокон, свилеватость, прорость, сучки, трещины, червоточина и гниль. Лишь в крупной домовой резьбе допускаются на сосне мелкие здоровые сросшиеся сучки.
Заготовку древесины для резных работ производят с октября по январь, когда прекращается сокодвижение и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми.
Кряжи, предназначенные дли объемной резьбы (игрушки, скульптура малых форм), очищают от коры и раскалывают на заготовки по радиусу. Заготовки высушивают до влажности 8-10%.
Кряжи очищают от коры не полностью: на концах оставляют неокоренные кольца шириной 20-25 см. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой или закрашивают масляной краской. Кряжи выдерживают для высыхания в комнатных условиях 1-2 года.
Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8±2%, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности резьбы хуже. Кроме того, в дальнейшем такая древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются сколы.
Обращать внимание надо на срез доски – тангенциальный или радиальный. На тангенциальном срезе резать труднее, но резьба получается более выразительной и красивой. Доска радиального распила легче режется и меньше подвержена короблению, поэтому при изготовлении крупных деталей таким доскам отдают предпочтение.
Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках. Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление годичных слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением годичных слоев древесины затрудняет работу, снижает ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями может дать разный тон по брускам. Склеенную заготовку строгают по пласти на рейсмусовом станке или хорошо выверяют и зачищают вручную рубанком.
Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент.
Резьбу на деталях мебели удобнее выполнять до сборки их в изделие, поэтому детали должны быть предварительно тщательно подогнаны и обработаны.
Глава 13. Проекты мебельных изделий и интерьеров
При изготовлении столярно-мебельных изделий наиболее простой путь – это взять за основу проекта существующее понравившееся изделие. Чтобы его изготовить, необходимо сделать обмерные чертежи.
С чего начать? Для составления обмерного чертежа делают зарисовку предмета мебели, который представляет интерес. Иногда зарисовку мебельного изделия необходимо сделать в разных положениях. Общие виды можно сделать в масштабе 1:5, 1:10, 1:20, конкретное решение зависит от величины и сложности обмеряемого объекта.
При обмере прямолинейных деталей трудностей не бывает, но при обмере криволинейных поверхностей проблемы возникают, здесь следует быть особенно внимательным. Небрежность в обмере приведет к искажениям.
Понятно, что в первую очередь на обмерном чертеже даются габаритные размеры, затем обмериваются контуры и размеры отдельных деталей, при необходимости обмериваются и сложные сечения.
Размерные линии располагают вокруг контура предмета на некотором расстоянии, чтобы изображаемый предмет четко выделялся. Линии контура предмета делают толстыми, а размерные – тонкими. Размеры в миллиметрах проставляют над размерной линией.
Для выполнения чертежа также необходимо выбрать масштаб, например стол может быть разработан в масштабе 1:5, а высокий книжный шкаф – в масштабе 1:10. Если есть необходимость отдельные детали и узлы вычертить в увеличенном масштабе, то цифровое обозначение нового масштаба на чертеже принято указывать особо – в правом нижнем углу.
Целью конструирования является создание функционально и эстетически оправданных изделий мебели, изготовляемых ручным инструментом из добротных столярных материалов.
Предварительная работа, о которой идет речь, необходима не только при создании нового мебельного изделия, она необходимо также при ремонте, реставрации тех или иных столярных предметов и при восстановлении утраченных деталей.
Изготовлению нового изделия предшествует тщательная проработка проекта в эскизе. Чертежи должны содержать все принципиальные конструктивные решения, чтобы дать точные представления о форме изделия, основных и дополнительных элементах и деталях, определяющих структуру и назначение предмета.
Прежде всего делают чертежи общего вида – изображают проектируемый предмет в трех проекциях: фронтальной, в плане и сбоку. Обязательно должны быть указаны наружные размеры и основные параметры внутреннего устройства.
Когда эта часть четко определена, переходят к уточнению размеров деталей, связующих элементов. В конечном варианте чертеж должен быть не только понятным, но и предельно исчерпывающим с точки зрения информации, т.е. таким, чтобы по нему можно было изготовить конкретное мебельное изделие.
При домашнем изготовлении мебели в чертежах необходимо учесть условия эксплуатации будущего изделия, его возможную облицовку и отделку, определить оптимальный способ соединения деталей.
Если изготавливаемый предмет сложной конструкции и формы, в чертежах обязательно прорабатывают разрезы, схемы отдельных деталей и узлов. Такая подробная разработка чертежей дополнительно даст более полное представление о конструкции изделия, подскажет лучший в домашних условиях способ изготовления.
Иногда для выявления формы изделия в чертежах применяют технический рисунок, изображающий проектируемый предмет мебели в аксонометрии. Это хорошее подспорье для человека, не имеющего богатого опыта в проектировании и изготовлении мебели. При необходимости проверки основных пропорциональных соотношений изделия и соразмерности его деталей изготовляют в уменьшенном масштабе макет. В особых случаях, в частности при сложных сочленениях деталей, макет можно сделать в натуральную величину. На таком макете уточняют общие параметры изделия и размеры деталей.
В промышленном производстве после разработки чертежей составляют спецификацию – перечень изготавливаемых и применяемых при сборке деталей и фурнитуры. Пренебрегать таким документом не стоит и столяру-любителю. Спецификация деталей с указанием их размеров и количества поможет правильно выбрать заготовки, определить необходимые материалы, метизы, фурнитуру и пр.
Неправильно думать, что разработка эскизных чертежей необходима только для изготовления сложных столярных изделий. Она нужна и для правильного формирования корпусных предметов мебели щитовой конструкции, ошибка в размерах которых может обойтись очень дорого.
При конструировании таких изделий как кресло, диван, тахта, кушетка важны не только чертежи по чисто столярной части, следует особенно тщательно вычертить шаблоны кроя настилочных и облицовочных материалов. Выполнять эту работу надо с учетом припуска на подвороты и швы.
Планировка прихожей и мебель
Пожалуй, оборудование прихожей для большинства горожан является самой большой проблемой. В прихожей снимают и надевают верхнюю одежду, хранят ее, встречают и провожают гостей, размещают некоторые предметы быта… Хочется перечислять и дальше, потому что многое хотелось бы делать и иметь именно в прихожей, но не позволяет площадь прихожей. В этом как раз и состоит проблема: площадь прихожей у большинства из нас мала. Вот и ломают голову умельцы и изобретатели, как здесь можно создать уют, рационально использовать ограниченное пространство.
Заметим, что и проектов мебельных изделий, разработанных любителями, больше всего именно для прихожей.
В большинстве современных квартир при оборудовании прихожих приходится учитывать каждый сантиметр площади пола и стен. Если прихожая длинная и узкая, оборудование (мебель) может быть расположено вдоль одной стены. В таком случае в состав комплекта оборудования войдут: вешалка для одежды и головных уборов, тумбочка для мелких предметов, зеркало, тумба для обуви, которая одновременно служит местом для сидения, место для зонтов. Это размещают вдоль одной из глухих стен. Если остается свободное место, можно установить напольный шкаф для хранения сезонных вещей. В нем на полках и в нишах найдет себе место телефон, можно поставить покупки, принесенные из магазина, положить корреспонденцию, ключи, перчатки, другие мелочи.
Над шкафом хозяева располагают настенные полки для самых разных предметов.
Лучшим вариантом для прихожей, если позволяют размеры, будет оборудование встроенного шкафа для верхней одежды и, если останется место, для пылесоса, спортивного инвентаря (лыж, коньков, ракеток и т. п.), чемоданов, сумок, портфелей и т. п. В зависимости от габаритов размещаемых предметов конструкция такого шкафа может быть различной, ниши шкафа могут быть открытыми и закрытыми, дверки могут быть на петлях, раздвижными, откидными, шторными, т.е. все зависит от наличия места, фантазии и потребностей хозяина, доступности и выбора материалов. Максимальная глубина шкафа для размещения одежды на штанге принята 600 мм, для остальных вещей она может быть меньшей – до 400-360 мм.
Коль скоро определились с внешними габаритами шкафа, которые диктует площадь прихожей, проектируют внутреннее пространство шкафа. Оно должно иметь функциональное и гибкое решение. Наиболее эффективными можно назвать идеи, связанные с применением передвижных или переставных полок-перегородок, которые при необходимости можно снять, переустановить для упорядочения хранения и наилучшего просматривания предметов в зависимости от сезона и пр. Как правило, на внутренних плоскостях шкафа и дверок устанавливают крючки, штанги, держатели, защелки и другую фурнитуру на все случаи жизни.
Материалом для изготовления такого шкафа служат столярные, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера, доски, бруски и рейки. Поверхности элементов шкафа могут быть облицованы шпоном, синтетическими пленками, пластиком, имитирующим ценные породы древесины. В зависимости от условий и вкуса внутренние поверхности шкафа могут быть окрашены, оклеены обоями или задрапированы.
← Назад к списку новостей